Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего детства развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Важно научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, учить различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнить услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.
Предлагаем вам музыкальные игры, в которые можно играть дома.
1. «Сложи песенку». Цель: развитие музыкального слуха и внимания.
Для игры вам нужно приготовить несколько небольших кружков, треугольников, квадратов из цветного картона. Объясните ребенку правила игры: «Мы будем слушать знакомую песенку, и составим её из фигурок. Кружок будет обозначать вступление и проигрыши между куплетами, треугольники – сами куплеты, квадраты – припевы». Слушая, например, «В траве сидел кузнечик», пусть ребенок составит из фигурок свой узор.
2. «Волшебная палочка». Цель: определение характера музыки, обогащение словаря, в том числе, словаря музыкальных терминов.
Для игры нужно приготовить «волшебную палочку», объяснить ребенку правила игры: «Сейчас мы послушаем музыку и, передавая палочку друг другу, найдем красивые слова о том, какая это музыка». Сядьте рядышком, включите любое классическое произведение или современную детскую песню и постарайтесь найти как можно больше слов для определения характера музыки.
3. «Волшебные картинки». Цель: определение характера музыки, развитие восприятия и соотнесение слуховых и зрительных образов.
Для игры вам нужны карточки из бумаги, с нарисованными на ней параллельными линиями (четкая, бодрая маршевая музыка); волнистыми линиями (вальсовая, напевная музыка); колючими снежинками («острая», злая музыка); пузырьками (легкая, воздушная музыка); точечками (грустная, «дождливая» музыка); яркими звездочками (волшебная, искрящаяся музыка); хаотичными беспорядочными линиями (сердитая, «метельная», ненастная музыка). Предложите ребенку прослушать любую музыкальную пьесу или песню, выбрать картинку, соответствующую характеру музыки, и обязательно объяснить свой выбор.
4. «Узнай инструмент». Цель: развитие тембрового слуха.
Для игры вам понадобятся любые имеющиеся в доме шумовые и звучащие музыкальные инструменты, ширма. Пусть ребенок догадается, какой инструмент звучит и правильно его назовет. Обязательно меняйтесь с ребенком ролями, пусть он играет, а вы отгадывайте его музыкальные загадки.
5. «Найди игрушку». Цель: развитие динамического слуха, умения контролировать силу звучания своего голоса.
Для игры нужна любая игрушка и любая хорошо знакомая песенка. Предложите ребенку отвернуться, закрыть глаза. Вы прячете игрушку и предлагает малышу её найти, а помогать ему будет ваша песенка Игра проводится по типу «Горячо – холодно», только здесь «Громко – тихо». Чем ближе ребенок подходит к спрятанной игрушке, тем песенка звучит громче. Обязательно поменяйтесь с ребенком ролями, следите за динамикой его голоса.
6. «Слушаем звуки». Цель: развитие звуковысотного слуха.
Для игры вам нужен металлофон или свой собственный голос. Объясните ребенку, что высокие звуки - тоненькие, «птичьи»; низкие – «толстые», «мишкины»; средние – те, которыми мы разговариваем. Сыграйте на металлофоне или спойте сами, пусть ребенок догадается, какой это звук. Гуляя по улице, можно обращать внимание на окружающие звуки и давать им характеристику.
7. «Учим игрушку танцевать». Цель: развитие чувства ритма.
Для игры понадобятся две любые игрушки (маленькая и большая). Возьмите большую игрушку, воспроизведите ею несложный ритмический рисунок, объясните малышу, что большая игрушка учит танцевать маленькую. Пусть ребенок маленькой игрушкой повторит ваш ритм.
8. «Что ты слышишь?». Цель: развитие слуха, внимания.
Во время прогулки предложите ребенку остановится, закрыть глаза и вслушаться в окружающие звуки. Посоревнуйтесь, кто больше услышит. |